BioShock возносится на небо в прямом и переносном смысле: это самый умный, красивый и абсолютно недосягаемый для соперников шутер
С BioShock Infinite вышла удивительная штука: с самого начала все то, что показывали и рассказывали разработчики, с трудом поддавалось осмыслению и пересказу. Нельзя было уверенно сказать, о чем эта игра. На первый взгляд — вроде бы о том, как помятый детектив вызволяет непростую девушку Элизабет из парящего в облаках города. Похоже на завязку для крепкой приключенческой истории. Но время шло, и появлялось все больше и больше странных подробностей. Выяснилось, что это еще и игра про расизм и борьбу за права нацменьшинств. И что там будет религиозный подтекст — история о том, как основатель города Колумбии объявил себя пророком и решил построить в облаках параллельную Америку. А еще тут есть альтернативные вселенные. И квантовая физика. И роботы. И привидения.
Крюк в левой руке Букера — не только инструмент для перемещения по рельсам и крюкам для подъема грузов, но и страшное оружие
Вопросы стали появляться сразу после знакомства с первыми скриншотами, продолжали возникать по ходу игры, а после прохождения их становится чуть ли не больше, чем ответов. Спустя 12 часов после окончания первого прохождения все еще невозможно сказать, что это было — то ли надувание щек и мистификация, то ли одна из самых невероятных историй в интерактивном жанре. Вполне может быть, что и то, и другое — для истории о квантовой физике это нормально. До того, как у вас появится возможность хоть что-либо анализировать, Infinite уже врежется в память чередой ярких вспышек — это и фейерверки над парящими в воздухе домами, и искрящий след от выпущенной из базуки ракеты. Это огни праздничной ярмарки и пожар гражданской войны, это яркие лампы лабораторий и грандиозные декорации в военно-патриотическом музее. Это блестящие на солнце золотые статуи и чье-то корчащееся в конвульсиях изуродованное тело с лопнувшей головой.
Вот, что случается с теми, кому приключилось умереть от этого жестокого оружия. И это еще ничего: бывает, что голову совсем сноситОбъяснять, что происходит в этой игре — значит идти на преступление, поэтому оценивать ее приходится в основном в иносказательных выражениях и в сравнениях с оригиналом. И в этом смысле BioShock Infinite — работа куда более зрелая. Если в первом BioShock Кен Левин, создатель и сценарист, старался предоставить игроку выбор, который влиял на сюжет, то Infinite — это одновременно игра о выборе и о его отсутствии, о том, как мало мы влияем на свое поведение и как сильно наше поведение влияет на вселенную.
С историей вообще все не так просто, как кажется. Если бы она была изложена последовательно и от третьего лица — скажем, в форме фильма, — то вряд ли произвела бы столь потрясающее впечатление — а возможно, напротив, показалась бы слишком сложной и претенциозной. Но, будучи разыгранной от первого лица и в лицах, Infinite воспринимается куда ближе к сердцу — с персонажами почти срастаешься. Не в последнюю очередь — благодаря Элизабет. Спутница героя ведет себя предельно естественно и соответственно окружению: если вы слишком долго задержитесь на одном месте, она присядет на ближайший диван или сама отправится исследовать окружающую обстановку. Другие сюжетные персонажи, как и раньше, играют голосом на диктофонных записях столько же (если не больше), сколько в кадре лично. Ну а Элизабет — не просто ходячий статист для сюжетных диалогов и подспорье в бою: девушка реагирует вообще на все, что происходит вокруг и периодически пристально вглядывается герою прямо в глаза. Настолько пристально, что иногда начинает казаться, будто она смотрит лично на тебя.
Помимо убийств и столкновения с тайнами мироздания в BioShock Infinite предусмотрено сразу несколько спонтанных музыкальных номеровБольшое преимущество нового BioShock перед старым заключается в том, что игрок почти никогда не остается наедине с окружением и врагами. Теперь здесь довольно много созерцательных сцен, в которых герои просто идут и разговаривают, смотрят и слушают, что говорят окружающие — аборигены Колумбии. Боевые сцены перетекают в сюжетные (и обратно) удивительно органично — бой может начаться с того, что билетер из-за прилавка внезапно проткнет герою руку ножом. Но и в бою Деуитт и Элизабет обмениваются репликами и, в общем, держат связь. В итоге повествование получается практически бесшовным, и в этом смысле Infinite ничуть не хуже любого фильма. Но даже те, кто будет слушать диалоги вполуха, едва ли останутся равнодушным к тому, что будет твориться на экране. Потому что, при всей глубине сюжета, BioShock Infinite — прежде всего, очень зрелищная игра, в которой ходят роботы с лицом Бенджамина Франклина, горят дирижабли, рушатся гигантские строения, а из облаков на левитирующих баржах выныривают летучие отряды спецназа. С выходом на открытый воздух бои тоже стали просторнее и теперь включают в себя управляемые поездки на висящих в воздухе рельсах, комбинирование армейских навыков и сверхъестественных способностей Деуитта, а также призыв подмоги из параллельных реальностей. Все вместе это дает такой впечатляющий простор для боевых экспериментов, что в Infinite почти избавились от привычных для шутеров боссов, но при этом разборки с многочисленными жителями Колумбии нельзя назвать ни простыми, ни скучными.
Квантовая физика появилась в мире Infinite раньше, чем в реальности, но этим визионерство пророка Комстока не ограничивается: например, он построил расистское государство до того, как это стало мейнстримомВ BioShock можно играть дюжиной разных способов, и получать разные эмоции, но происходит это благодаря тому, что все элементы в ней необычайно плотно подогнаны друг к другу. Как и в Half-Life, как в Max Payne и Uncharted, повествовательная часть Infinite неотделима от боевой, герои не оторваны от сценария, а игрок — от героев. Будучи рассмотренными по отдельности, механики игры могут быть хуже или лучше, чем у коллег по жанру, но все вместе они выстреливают с такой оглушительной мощью, что люди уходят от экрана озадаченными. Наверное, именно это отличает великие игры от хороших и отличных.
BioShock в 2013 году — значительно более взрослое и цельное произведение, чем раньше. Избавление от ненужных условностей, вроде немого героя, необходимости морального выбора и прочих мини-игр с замками, придало игре больше легкости, чем переход из замкнутых пространств под небесный свод. Здесь стало больше жизни, деталей и событий, а действие не останавливается ни на секунду. Infinite воспринимается даже не как игра, а как приключение, как другая жизнь или даже (это почти спойлер!) несколько жизней. Это большая история, которую можно и нужно прожить самостоятельно, и в которой сходится вместе все то, за что вообще стоит любить видеоигры.